БАЗИЛЬ ВАЛЕНТИН

БАЗИЛЬ ВАЛЕНТИН


"МОГУЩЕСТВЕННЫЙ КОРОЛЬ -- БЕНЕДИКТИНСКИЙ МОНАХ"



Бенедиктинский монах, Базиль Валентин, живший в 16 веке, является одним из высших авторитетов в алхимическом искусстве. Причем, алхимическая традиция утверждает, что Алхимия Базиля Валентина была сугубо духовной и посвятительной, в отличии от чисто спагирических или архимических работ любителей герметического искусства, проходивших часто только на психо-материальном уровне. Знаменитый алхимик XX-го века, таинственный Фульканелли, о котором в Европе до сих пор ходит cтолько легенд, считал, что имя Базиль Валентин -- это символический псевдоним, означающий формулу: "Могущественный Король", т.е. титул высшего Адепта, с триумфом окончившего работу над Камнем. Труды Базиля Валентина вдохновляли многие поколения последующих "детей герметического искусства", большинство его текстов стали классическими в Алхимии. Огромное влияние линия Валентиновой Алхимии оказала на Теофраста Парацельса, и очевидно, тексты Валентина были известны Парацельсу еще до их публикации. Иногда Парацельса позднейшие алхимики даже упрекали в определенном плагиате, указывая на отсутствие в его трудах ссылок на Валентина. Особенно это сходство заметно в терапевтических трактатах.

Самым знаменитым текстом Валентина являются "12 ключей". Часто цитируется также "Триумфальная колесница Сурьмы" и "Трактат о происхождении 7 планет". Публикуемый нами "Трактат о Микрокосме" упоминается реже, т.к. его содержание является начальным и общеизвестным для детей Гермеса введением в Науку. Нам он представляется весьма интересным для публикации на русском языке именно в качестве краткого и ясного введения, так как русские читатели обладаеют в этой сфере чрезвычайно скудной информацией.

В "Трактате о Микрокосме" перечислены основные принципы того, что составляло сущность традиционных наук в целом, а не только Алхимии. В отличие от профанического и материального современного космоса, Космос человека Традиции -- Макрокосм -- был пронизан Духом, Мыслью и Светом. Это был живой и духовный мир. Природа и явления обыденной жизни хранили в себе тайные цепи аналогий, замыкающихся в круге божественного Откровения, полученного в Боговоплощении Сына и подтвержденного внешним миром, структурированным от века Лучами Логоса. Макрокосм человека Традиции заключал в себе не только план материальных следствий (как десакрализированная и атеизированная вселенная наших современников), но и план Причин. Этот причинный план, причинное измерение, и служили для объяснения и постижения всех вещей -- индивидуумов трех царств -- минерального, растительного и животного. И традиционные науки именно в этом сакральном, магическом плане причин полагали начало чувственных предметов.

Можно сказать, что традиционные науки -- Алхимия, Натуральная Магия, Астрология, Арифмология, Медицина и т.д. -- не были чем-то отдельным от Религии, каким-то обособленным и еретическим, побочным направлением в рамках религиозного общества. Изначально эти науки были приложениями единых религиозных принципов к различным уровням Природы, и поэтому в полноценной цивилизации традиционного типа они всегда занимали законное место в иерархии дисциплин. Лишь параллельно с низведением Христианства с уровня тотальной и всеобъемлющей Традиции до границ института, отделенного от общества в целом и озабоченного лишь догматическими и моральными проблемами, на Западе стал складываться миф о "еретичности" традиционных наук, подтверждаемый, впрочем, и значительным числом шарлатанов, дискредитирующих их своими фантазиями и обрывочными и несвязными познаниями. Ограничение институтов Церкви узким кругом проблем и деградация самих традиционных наук привели в конце концов к порождению профанического космоса с соответствующей ему профанической нетрадиционной и атеистической наукой. Постепенно и сами религиозные люди очутились вместо Макрокосма, Божественного Творения, каждой частицей своей повествующего о Славе и Совершенстве Логоса, в "Концентрационной Вселенной" (по выражению Мигеля Серрано) мертвых механических законов, в дурной бесконечности следствий, оторванных и отчужденных от своих причин. Так, помимо непосредственной прямолинейной идеологической атеизации, по религиозному сознанию был нанесен скрытый удар снизу, через десакрализацию Божьего Мира, причинный, световой план которого профанической наукой был так же жестоко аннулирован, как духовный авторитет Церкви в обществе был подорван доктринами "лаицизма" и "светского государства". Поэтому возврат к Свету Веры без обращения к Световому Космосу, который лежит между Микрокосмом-человеком и его Творцом , и без знаний о сущности традиционных наук просто невозможен.

Алхимия Базиля Валентина -- это Алхимия Христианская, ориентированная на Богопознание и Богореализацию верующего. В первую очередь, она обращена к тем, кто стремится познать таинственные нити, связывающие дольнее с горним и взойти по лестнице Иакова к Световым Регионам Мудрости, Божественной Софии. Поэтому алхимические принципы часто имеют в качестве определения слово мудрец: Камень Мудрецов, Ртуть Мудрецов, Дети Мудрецов и т.д. Христианская Алхимия -- это служанка церковной доктрины, но ориентированная к тем верующим, которые хотят уже в земной жизни заглянуть в мир "невидимых" и совершить трудный и опасный путь духовной реализации. Не случайно Духовную Алхимию часто практиковали в монастырях, да и сам Базиль Валентин был бенедиктианским монахом. Оставаясь Христианской, Алхимическая доктрина все же обращается к тем, кто рьяно стремится к духовному Знанию, не довольствуясь только Верой. И такая Алхимия, являющаяся, пожалуй, самой полной и всеобъемлющей среди всех традиционных наук, подтверждает и укрепляет Веру фактом Трансмутации - Превращения тленной и земной дольней субстанции в бессмертное и небесное, горнее "тело Славы". В Трансмутации, которая есть венец Великого Делания алхимиков, "Тело становится Духом, а Дух -- телом", что свидетельствует со всей наглядностью о Величии, Славе и Всемогуществе вездесущего Святого Духа.

Алхимия, как и все традиционные науки, часто оперирует символами, обозначающими одновременно целые цепи понятий, лучи, пронизывающие в гармонии аналогий различные уровни бытия. Символ может применяться к целым категориям вещей, имеющим сходное основополагающее качество.

Важнейшими символами Алхимии являются:

Сера (Sulphur)
Ртуть (Mercurius)
Соль (Sel)

Сера -- это активный, фиксированный принцип, жар, стабильность, мужское начало, духовный аспект существ и вещей.

Ртуть -- это пассивный, подвижный принцип, холод, летучесть, женское начало, субстанциальный аспект существ и вещей.

Соль -- промежуточный принцип, возникающий как состояние, уравновешивающее действие двух других противоположных друг другу начал.

Такое положение является самым общим и может быть сильно изменено в каждом конкретном символическом контексте, т.к. Сера может быть неочищенной, грубой, черной Серой, и в этом случае ее неподвижность и фиксированность делают ее бременем для Великого Делания. Такая Сера нуждается в очищении, пурификации, в восстановлении своего изначального качества. Ртуть также, будучи пассивным началом для Чистой Серы, Красной Серы, может служить побудителем и проводником для низшей Серы, Черной Серы, выступая в таком случае как подвижный "ангелический посланник", Меркурий. И, наконец, Соль иногда рассматривается как заместитель Серы в Ртути, иногда как представитель Ртути в Сере, а иногда и совершенно самостоятельно, как Андрогин, Бессмертная Эссенция.

Другие не менее важные символы Алхимии -- это 4 элемента

Огонь --
Воздух --
Вода --
Земля --

Это не просто стихии, -- это четыре состояния единой космической субстанции. Деление на элементы может быть представлено как горизонтально, так и вертикально. В первом случае оно относится к разным степеням "чистоты" одного и того же плана Бытия. Во втором случае, вертикальном, они могут означать различные, соответственно, верхние и нижние планы.

И, наконец, самым важным принципом алхимической доктрины является "Невидимый Деятель" или "Тайный Деятель", который тождественен самому Святому Духу, единственному, главному и основному автору и герою всех волшебных трансформаций герметического исскуства.

Сложность алхимических текстов для понимания проистекает, в частности, из-за постоянного наложения разных аспектов одного и того же символа друг на друга, что порождает столь любимые алхимическими авторами парадоксы, загадки и сознательные неясности. Чтобы постичь истинные пропорции тех или иных высказываний алхимиков, надо потратить много времени на изучение этой Королевской науки, на чтение загадочных трактатов, на проведение внутренних и внешних опытов. Но, согласно самим алхимикам, там, где читатель встречает темные и непонятные места, -- там автор высказал истину и истинную тайну; там же,где текст кажется прозрачным, заключен подвох и сознательное искажение, специально предназначенное для того, чтобы сбить с толку ленивых, поверхностных и недалеких искателей. Поэтому в Алхимии таинственность, энигматичность и парадоксальность надо учиться ценить и любить. И при всем этом обязательно надо помнить, что истинное знание, тайное знание о Макрокосме и Микрокосме без усилий,труда, исканий и духовного напряжения, а самое главное, без Веры во Всемогущего Господа, не дается.

Щедрость в сфере знания Базиля Валентина, ясность и простота его текстов являются беспрецедентными в истории Алхимии. Он зашифровывал и скрывал под покровом аллегорий только те аспекты Делания, которые составляют самый главный секрет, и выдавать которые всем детям Мудрости строго запрещает традиционная дисциплина. В остальном же трудно найти автора более доступного и убедительного, более прозрачного и полного.

Всем ищущим подлинного знания, всем, стремящимся восстановить Веру и религиозное мировоззрение до свойственных им тотальных пропорций, труды Базиля Валентина станут лучшим ориентиром в сложном и забытом профаническим человечеством лабиринте традиционных наук.  

  МИЛЫЙ АНГЕЛ