"Милый Ангел": -- Господин Жан-Пьер Лоран, прежде всего
хотелось бы уточнить смысл названия и цели "Politica
Hermetica".
Ж.П. Лоран : -- В 30-х годах в университетских кругах, особенно, после появления работы Густава Ятса "Что такое романтизм?", стало ясно, что некоторая новая религия, которую, в какой-то степени, можно считать реакцией на Французскую Революцию, столь сильно повлияла на писателей-романтиков, что это влияние уже не могло расцениваться иначе, как основной элемент романтизма. То же самое можно сказать и о литературе и живописи символизма. Этой новой религией пронизаны и некоторые другие сферы культуры. С этого периода началось серьезное научное исследование связи оккультизма и искусства. Но если говорить о связях оккультизма с миром политики, то их изучение до настоящего времени оставалось монополией маргинальных публицистов и социальной субкультуры. В деле с "Протоколами Сионских Мудрецов" ясно обнаружилось, что на всех уровнях мы являемся -- по определению Генона -- свидетелями "рекуперации снизу", т.е. вульгаризации, плебейского извращения соотношений эзотеризма и политики. С одной стороны, в данном вопросе мы имеем дело с абсолютно реальными влияниями, которые легко можно зафиксировать. И в этом "Протоколы", безусловно, отражают некоторую социалогическую истину, некий исторический факт. Но на уровне личностей, в "разоблачении" влияний тайных иудейских организаций на мировую политику, иногда мы сталкиваемся и с такими полностью скомпрометировавшими себя и абсолютно неинтересными на интеллектуальном уровне персонажами, как Лео Таксиль, которому, тем не менее, удалось поднять шум и сделать анти-семитские и анти-масонские настроения чрезвычайно распространенными в конце XIX-го -- начале XX-го веков. Его деятельность, основанная наполовину на чистых измышлениях, повлекла за собой возникновение целого ряда движений -- причем, совершенно реальных, исторически фиксируемых, которые также совершенно повлияли в последствии на ход исторических событий. Так химеры становятся фактами истории. Все то же самое можно видеть и в период правления Виши. Многие люди были депортированы по подозрению в принадлежности к Синархии, которая является чистейшей воды вымыслом, и сама идея о ее существовании возникла на основании трудов оккультиста Сэнт-Ив д`Альвейдра.
Можно сказать, что идеи Сэнт-Ив д`Альвейдра, представляющие
огромный интерес, никогда не изучались на серьезном уровне.
Наша же цель -- это изучение подобных явлений; изучение в
высшей степени научное и с привлечением сугубо научных,
университетских методов. Нас интересуют те явления
метафизического, мета-политического, религиозного порядка,
которые были исключены из сферы официального французского
академического стиля мышления.
"М.А.": -- Можно ли сказать, что сфера ваших исследований
ограничивается Европой, или существуют еще какие-то временные
и географические ограничения?
Ж.-П. Л.: -- Ответ крайне прост: она ограничена нашей
компетентностью или некомпетентностью. Поскольку нам
необходимо выработать достоверный и строгий язык, то мы имеем
право говорить лишь о таких вещах, которые сможем
аргументировать и разобрать на серьезном уровне. Таким
образом, мы ограничены темами, которые мы знаем. Лично для
меня отправной точкой стал Генон, то есть все то, что касается
эзотерического мира и мира Традиции. Я восхищался XIX-ым и
началом ХХ-го века. Но многие наши друзья интересуются более
общими и более современными проблемами. Например, Жан-Франсуа
Майер. Его работы посвящены истории современных сект и
оккультных движений. Но все самые разнообразные работы
объединяет одна общая перспектива: не перспектива чисто
социологического подхода, но перспектива соотнесенности
политических явлений с теологическим, метафизическим, духовным
уровнем. Мы используем научные методы на том уровне, на
котором можем показать проникновение духовного измерения в
конкретное общество.
"М.А.": - Как вы считаете, стоят ли за последними
гео-политическими трансформациями определенные оккультные
факторы и силы?
Ж.-П. Л.: -- Ответ на этот вопрос может быть дан на разных
уровнях. Например, на уровне концепции всеобщего заговора,
который можно отнести к числу феноменов, в который верят
миллионы людей. Именно поэтому мы и должны его учитывать и
изучать. Реальность существования Синархии, реальность
мирового заговора, наличие пара-масонства такого, к примеру,
как Трехсторонняя комиссия -- все эти феномены интересуют нас
в той мере, в какой они являются составляющими общепринятого
образа мысли. Но при этом подход "Politica Hermetica" не
ограничивается социологическим уровнем анализа проблем; мы
пытаемся показать, каким образом миф о заговоре соотносится с
другой, глобальной мифической структурой, и как, беря
последнюю за точку отсчета, можно перейти к проблемам
метафизического порядка, например, контр-инициации Генона;
или сопоставить ее с теологией Зла в истории. Естественно,
высказываются совершенно различные мнения, но их всегда
объединяет идея необходимости соотнесения определенных
социальных предрассудков со структурой метафизического,
религиозного уровня.
"М.А.": -- Можно ли сказать, что ваша инициатива исключительно
традиционалистского характера? Или все же это чисто
академическое предприятие?
Ж.-П. Л.: -- Это университетская инициатива, но, мне кажется,
союз традиционализма и академизма чрезвычайно важен. Мы,
прежде всего, интересуемся всеми вопросами, которые так или
иначе соотносятся с Традицией, которые были поставлены
Традицией и через Традицию в XIX-ом и XX-ом веках.
Исторический процесс "лаицизации" мысли, ее становление чисто
"светской", "профанической", и удаление религиозного
измерения, его отторжение от Истории, содержит ряд логических
погрешностей и систематических фальсификаций, которые могут
быть изобличены лишь путем научного подхода. Мне кажется, что
бороться за возвращение к традиционной форме мышления, к
потерянному в "профанизме" смыслу, вовсе не означает, что
необходимо выступать в роли радикальных защитников Традиции.
Важно также проанализировать, каким образом, следуя какими
путями, в течение веков Традиция была утрачена.
"М.А.": -- Входит ли в ближайшие планы "Politica Hermetica"
изучение путей Традиции в России?
Ж.-П. Л.: -- Конечно же. Тем более, что укорененность России в мистическом измерении совершенно очевидна. Все мистические и оккультные течения последних веков обязательно проходят через Россию. В начале XVIII века -- Жозеф де Местр был в Санкт-Петербурге. В определенной мере идеал эзотерического Христианства Лопухина, его идея "Внутренней Церкви" , сыграли значительную роль в культуре. Конец XIX-го века отмечен фигурой Сент-Ив Альвейдра и его браком с русской графиней Келлер. -- Все это говорит об определенных оккультных и устойчивых связях. О них же свидетельствуют путешествия в Россию Папюса и "мэтра" Филиппа, предшественников Распутина при Русском Дворе.
Генон обращался к свидетельству русского автора Оссендовского,
говоря о мифе Аггарты, который пришел в Россию через Сент-Ив
д`Альвейдра. Связи с Россией в высшей степени важны для
понимания феномена эзотерики, которой пронизана вся Европа, и
факт раздробления Европы в недалеком прошлом не имеет в этом
вопросе решающего значения, так как эти оккультные связи более
глубоки, нежели политические разногласия.
"М.А.": -- Считаете ли Вы, что изучение
оккультных корней русского коммунизма представляет
определенный интерес?
Ж.-П. Л.: -- Конечно же. Его корни -- хотя я и не очень хорошо
разбираюсь в этой проблеме -- нужно искать в жизни Ленина,
Троцкого в Западной Европе. В этот период между Германией,
Францией и Италией устанавливаются определенные оккультные
контакты, которые было бы небезинтересно проанализировать. С
другой стороны, у нас постоянно перед глазами пример
Французской революции -- существует очень глубокая связь между
самим понятием "революции" и эсхатологической мыслью. На меня
произвели огромное впечатление работы Н. Бердяева, в
особенности, его метафизические эсхатологические работы, в
которых исследование измерения чисто духовного, дополненное
политическими и социологическими соображениями, обнаружило всю
важность феномена ленинизма (речь идет о книге "Истоки и
смысл русского коммунизма").
"М.А.": -- Что вы имеете в виду, указывая на эсхатологический
характер коммунизма?
Ж.-П. Л.: -- Речь идет не только о коммунизме, но и о
событиях, которые историки называют "эпохой революций".
Русские революции -- лишь финальный аккорд европейских. Веру
народа, рабочих, в это движение поддерживали отнюдь не
диалектические построения, не немецкая философия, не Маркс, не
Ленин, а надежда мессианского порядка на преобразование
общества. И в этом смысле совершенно очевидна связь
вышеупомянутых событий с эсхатологической иудео-христианской
традицией, которая придает истории смысл. Во французском языке
слово "sens" имеет 2 значения -- "смысл" и "направление".
Поэтому, говоря о смысле, мы одновременно отмечаем и
телеологическую заданность. И в обоих этих значениях
эсхатологическое христианское наследие нельзя оставлять без
внимания, что доказано исторической практикой.
"М.А.": - Господин Лоран, "Милый Ангел" благодарит Вас за
интервью, которое Вы любезно согласились нам дать.