Милый Ангел :: СЛОВАРЬ СИМВОЛОВ

СЛОВАРЬ СИМВОЛОВ


СЛОВАРЬ СИМВОЛОВ


В качестве первых статей "Словаря Символов", который мы будем продолжать и в дальнейших выпусках "Милого Ангела" , мы публикуем две статьи из испанского эзотерического журнала "Puerta" ("Дверь"). Этот журнал занимается изучением сакральных и иницитических доктрин, и особенно эзотерическими аспектами трех авраамических традиций (Иудаизма, Христианства, Ислама). Основным ориентиром "Puerta" в сфере традиционализма является очень интересный современный герметист, художник и поэт Луи Каттье (1904 -- 1953). Многие идеи, высказанные Каттье, оказались пророческими, и кроме того, почти все его труды -- как художественные, так и теоретические -- носят, помимо безусловной эрудиции в сфере традиционных доктрин, явные следы сверх-индивидуальной "инспирации". Рене Генон позитивно оценил появление главной книги Луи Каттье "Найденная Весть". "Милый Ангел" с большим интересом относится к творчеству этого современного, но в то же время целиком и полностью анти-современного герметиста, и пользуется случаем поблагодарить "Друзей Луи Каттье" из различных европейских стран (Испании, Франции, Бельгии и т.д.) за моральную и интеллектуальную поддержку нашего журнала. Особую признательность мы хотели бы выразить сотрудникам бельгийского журнала "File d`Aryane" (одного из лучших европейских христианских эзотерических журналов), также вдохновляющимся творчеством Каттье, за предоставленные нам редчайшие эзотерические издания и за искреннюю готовность к сотрудничеству.

МИЛЫЙ АНГЕЛ





АНГЕЛ



Дузтам описывает Ангелов в книге "Тайна Креста" ("Le Mystere de la Croix") так: "это сияющие светильники и чистые зеркала Божественной Мудрости, всегда готовые к послушанию и подчинению, ... всегда связанные с Принципом Света и выполняющие то, что им приказано Господом, который одаряет их своими дарами, а они передают эти дары людям".

Кого или что он имел в виду, когда говорил о "чистых зеркалах Божественной Мудрости, всегда готовых к послушанию"? Еврейское название Ангела скорее подчеркивает исполняемую функцию, нежели определяет внутреннюю природу этих существ. По -еврейски "ангел" будет "мелеак", что дословно значит "посланник", "вестник", "носитель благой вести", "пророк", "посол". Из того же корня "мелеак" происходит слово "работа", "труд", "делание", "миссия", "служба", "искусство".

В своей книге "Этимологии" (книга VII-5) Сан Исидор из Севильи подтверждает это: "Слово "ангел" происходит от греческого корня, по-еврейски же это будет "мелеак", по-латыни -- "посланник", поскольку Ангелы передают народам волю Господа. Свое имя Ангелы получают по деяниям, которые они творят, а не по своей природе."

Итак, название "ангел" относится скорее к факту исполнения миссии, нежели к образу эфирного и крылатого существа, которое обычно ассоциируется с этим понятием. Основная функция Ангела состоит в том, чтобы открыть людям Дар Божий и принести на землю Мудрость. Поэтому говорится, что Дар Божий -- это Ангелический Дар. Итак, Ангел -- это подлинный Посвятитель, поэтому-то у него и есть крылья, свидетельствующие о его нисхождении на землю с небес.

Кроме того, Ангел выполняет функцию Проводника. Дедал (что означает "художник") , создатель Критского лабиринта -- этот символ у герметических философов означает трудности, с которыми алхимик встречается в процессе своих операций -- вместе со своим сыном Икаром был заключен в этот лабиринт и спасся оттуда, только благодаря сделанным им самим крыльям, которые были единственным средством выбраться на свободу.

"Исход" (XXIII--20--23): "Вот я посылаю пред Тобой Ангела хранить Тебя на пути и ввести Тебя в то место, которое я приготовил. Блюди себя перед лицом Его и слушай голос Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем".

Ламбспринк в трактате "О Философском Камне" настаивает на этом образе. "Ангел-посланник указывает Сыну Гермеса путь и говорит следующие слова: Иди, я отведу тебя на вершину горы, чтобы ты смог познать весь мир и созерцать безмерную Вселенную до тех пор, пока ты не насытишься этим видением. Дальше я поведу тебя к этим вершинам, и потом мы достигнем Небесных Врат".

Теперь мы можем понять евангельский образ Иоанна Крестителя (Матфей XI--9--11): "Что же смотреть ходили вы? Пророка? Да, говорю вам, и больше чем пророка". О нем же сказано (Малахия 3--1): "Вот, Я посылаю Ангела Моего, и Он приготовит путь предо Мною, истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя".

А.Корбен в своей книге "Храм и Созерцание" объясняет коранический текст (XCVII--3,5), где говорится: "Одна Ночь предназначения значит больше, чем тысяча месяцев, в эту Ночь Ангелы и Духи спускаются на землю. И мир царит этой Ночью, пока не прийдет рассвет." Корбен комментирует: "Ночь Предназначения -- это дочь Пророка, Фатима, мать Святых Имамов, Основание и Начало Имамата. Именно в эту Ночь в личности Фатимы Ангелы и Духи спускаются на землю. Это -- все будущие поколения Имамов, родившихся от нее. Это -- союз, вопроизводящий на земле небесное ангельское таинство". Причем необходимо, чтобы этот союз был воспроизведен именно на земле. Ангел спускается для того, чтобы человек поднимался. В день "Собора всех небесных сил" в момент соединения Неба и Земли христианские священники поминают это ангельское таинство, говоря: "Во имя Иисуса Христа, Господа нашего, именем которого Ангелы славят Твое Величие, Силы величают Его, Могущества трепещут пред Ним, Небеса и Добродетели небесные и блаженные Серафимы поют Его со всеобщей радостью, молим Тебя их величаниями снизойти и принять молитвы наши, взываем к Тебе, глаголяще -- Свят, Свят, Свят еси, Господь Саваоф."

Филон Александрийский в своем трактате о странствиях Авраама говорит о союзе, посредством которого тот, кто получил Дар, т. е. посвященный, в конце пути сам становится посвящающим и дающим Дар. "Тот, кто следует к Богу, сам сопровождается спутниками-логосами, всегда пребывающими рядом с Божеством. Их обычно называют Ангелами. Как сказано в книге Бытия (XVIII--16): "Авраам же пошел с Ними (с Ангелами) проводить Их". Какая глубокая симметрия во всем этом! Тот, кто сам был ведом (Ангелами), ведет своих проводников. Тот, кто давал, был одновременно тем, кто получал. При этом речь идет не о взаимообмене, но об одном и том же процессе, об одной и той же вещи, подвергнутой двоякой трансформации. Пока человек идет путем посвящения, он пользуется Божественным Логосом как своим Проводником, поскольку он заранее получает провозвестие: "Вот Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути..." Но когда будет достигнута вершина познания, он станет равным тому, кто некогда указывал ему путь, станет Им самим.

В книге "Гайят аль-Хаким" ("Цель Мудрецов"), приписываемой Маджрити, "Ангел Философа" описан как его Посвятитель, его Учитель, и, наконец, как основная цель и основной секрет его философии.

А. Корбен в своей книге "Человек Света в иранском суфизме" приводит псалм Сухраварди, который, быть может, содержит самые прекрасные слова, когда-либо обращенные к Ангелу: "О Ты, мой господин и мой Князь, мой Ангел святейший, мое драгоценнейшее духовное естество, Ты еси Дух, который породил меня, но вместе с тем Ты -- дитя, порожденное моим духом... О Ты, одетый в ярчайшие из Божественных Лучей, откройся мне в преображающем богоявлении, покажи мне свет Твоего сияющего лица, будь для меня Посредником, освободи сердце мое от теней покрывала."

Л.Вэр

(перевод с испанского М. Маррокин)