Милый Ангел :: Жан Бьес

Развитие детей ЭСТЕР
Облачный рендеринг. Быстро и удобно
от 50 руб./час AnaRender.io
У вас – деньги. У нас – мощности. Считайте с нами!
СВЯТОЙ АФОН


Жан Бьес


Из книги "Путешествие на Святую Гору"


Глава X
Пресвятое Православие(1) -- Первая вечерняя встреча в турецком домике


"Подражание природе Бога".

Прежде, чем описать саму встречу в монастыре, я хотел бы рассказать об интересной беседе, которую мы имели с отцом Кириллом, т.к. эта беседа произошла в предшествующие дни и хронологически и логически как бы предворяла последующие события.

Было ли все это наяву? Еще до прихода в Лавру я говорил с отцом Кириллом, а перед этим я вынужден был спуститься к горе Филотеу, чтобы забрать свои записки, которые я там случайно оставил? Я легко нашел их там же, в маленьком турецком домике, рядом с горой Филотеу, которая возвышалась с грациозной хрупкостью над окружающими строениями: мои записки валялись на скамье, на полу, перепутанные ветром, и я собирал их, стараясь раскладывать листки по порядку.

В начале беседы после нескольких фраз приветствия воцарилось долгое молчание, в котором, казалось, медленно созревали какие -то важные откровения, которые должны были перевернуть наше слишком успокоенное и слишком современное сознание. Это были минуты "созерцания природы", являющегося очень важным элементом православной мистики, в чем-то близкой к японским практикам. Я бы сказал, что это -- созерцание logoi spermatikoi ("семянных логосов") , этих нематериальных семян, заключенных внутри всех тварей... Пронизанная этими logoi, девственная природа напоминает нам о райской чистоте. Это -- растительное воспоминание о земном Рае и предвосхищение Рая небесного: земное святилище, заключающее в себе частицу небесного, таинственное присутствие невидимого в видимом. Созерцая в такие вечера красоту Святого Афона -- "этой скинии завета, созданный без помощи рук человеческих", согласно Паламе -- мы открывали сущностное тождество космического проявления и его Принципа. Отцы прекрасно говорят по этому поводу: "Бог захотел открыть свою красоту и сотворил материю". Греческий текст книги Бытия также добавляет после каждого дня творения: "И увидел Бог, что это хорошо" (Kalon).

Вокруг нашего бельведера голубые и сиреневые овраги, фиолетовые расщелины, усеянные деревьями Иудеи, покрытые зарослями акаций и лианами, казались сквозь вечерний туман коллекцией дальневосточных эстампов. Турецкий домик возвышался над садами, просветленными от короткого летнего дождя, как хрупкий челнок с персидскими изгибами бортов. (Бытующий здесь обычай отсчитывать часы от восхода солнца был принесен сюда грузинами как раз из Персии).

Отец Кирилл созерцал не столько сами эти вещи, сколько их внутреннее "пламя" -- "водяные знаки", katanyxis, их невидимой духовной субстанции, и при этом его глаза, как и сам дух Православия, были полны "трезвением", nepsis. Умиротворенный взгляд, обращенный им на природу, казалось, умиротворял ее еще больше, возвращал ее к истоку, не столько к временному первоистоку, сколько к вечному и единственному Истоку вне времени. (Так первый день Творения был не первым во времени, prote, но наиполнейшим, наивысшим среди всех остальных, mia...)

Взгляд старца из-под полуприкрытых век едва заметно скользил по этим диким садам и паркам. Сам же он со его умиротворенной внешностью, с его спокойствием, с его бородой представлялся нам воплощением той духовной Очевидности и внутренней уверенности, которую мы, люди Запада, уже давно и безнадежно утратили.

-- Что такое Христианство, почтенный отец? -- спросили мы его, чтобы начать беседу.

Отец Кирилл перекрестился и начал так:

-- Христианство, возлюбленные братия, это "подражание природе Бога", как прекрасно сказал Святой Григорий Нисский... Но видите ли, братия во Христе, прежде чем спрашивать, что такое Христианство, надо воссоздать в себе христианский образ мыслей. Пока вы не отречетесь от университетских предрассудков, усиленных тысячей условностей профанического мира, этой "мерзости запустения" -- bdelygma tes erenoseos -- от постоянного критицизма, псевдо-объяснений, диалектики, ситематических сомнений, от философской тревоги, ведущей лишь к самоубийству, вы не сможете понять сущности Христианства, находящегося на сверх-рассудочном уровне и использующего язык аналогий и символов... Вы -- симпатичные студенты, но в то же время вы уже жертвы ядовитых умствований, противоречащих друг другу аргументов, взаимозаменяемых теоретических конструкций, которые ведут в начале к отрицанию Бога, а потом и к отрицанию человека, его образа. Станьте существами вне времени, единовременниками Логоса. И вы постигнете сердцем то, что не можете постичь с помощью рассудка. Не доверяйте историцистскому духу, свойственному людям Запада, Dysis, -- и атеистам, и верующим, т.к. они во всем хотят видеть только исторические "события" и интересуются лишь человеком Иисусом, забывая о предвечном Христе и отрицая чудеса и Воскресение во плоти. Поэтому ваши церкви так любят заниматься историей, а потом и политикой, и постепенно, следуя этим путем, приходят к секуляризации, к утрате духовности, к обмирщвлению ...

Такое начало было обещающе необычным. Заинтересованные, любопытные, но и одновременно с достаточной долей скепсиса мы попросили Отца Кирилла пояснить его мысль.

-- Истину,-- продолжил он, -- они ограничили простым "фактом". Относительное стало абсолютным, а само абсолютное было попросту отброшено. Тут же и придумали миф о "смысле Истории", неограниченном прогрессе видов, опровергнуть который удивительно легко, просто приглядевшись к древним цивилизациям и подвергнув анализу человеческую душу. Блаженные и прославленные Святые Отцы были безразличны к историческому Христу Спасителю, предпочитая видеть в нем пред-временной Логос, Вечную Софию, Премудрость. Его земную жизнь, его действия, его слова -- все это они истолковывали как аллегории... Если вы задумаетесь об этом, возлюбленные братия, вы начнете понимать, что значит "подражание природе Бога".

Paradosis-Paradeisos

Тогда в беседу вмешался я:

-- А не считаете ли Вы, почтенный старец, gheron, что Церковь иногда вынуждена, оставаясь верной сущности своего послания, изменять некоторые свои стороны в соответствии с изменениями эпохи или для того, чтобы лучше соответствовать определенным условиям?

Старец не заставил себя ждать с ответом:

-- Знаете ли вы, почему Святая Православная Церковь пользуется таким уважением? Потому, что Она никому не позволяет манипулировать собой или оказывать на Нее влияние... Церковь не должна приспосабливаться к "новшествам", которые уже завтра устареют и будут заменены другими. Не Церковь должна идти нам навстречу, а мы Церкви. И Церкви незачем стремиться к согласию с духом мира, или сообразовываться с ним, т.к. этот дух мира -- лишь проявление развращающего мрака... К чему Церкви поддаваться ограничениям и философским, политическим, научным соблазнам мира сего, которому суждено исчезнуть как осенней траве?! Ей незачем открываться миру, ведь она, по словам Святых Отцов, превыше первейшего из Творений. Но тот, кто входит в Церковь, должен оставить мир сей и проклясть его у порога Храма, либо вообще не входить туда, если он отказывается от раскаяния и умерщвления своего бесстыдства, жадности и гордыни... Возьмите, как пример, так называемую "социальную справедливость", разговоры о которой распространились сегодня по земным просторам: она останется чистой иллюзией, пока человек не найдет Бога в своем сердце... Всякое другое понимание справедливости -- это залог гниения и разложения (так я перевел выражение: "he arche tes aposyntheseos").

Отец Кирилл продолжил спустя несколько мгновений:

-- Нас упрекают в излишней суровости, в отказе от уступок времени. Но к чему приводит послабление в постах? К их полной отмене. А сокращение молитв? К появлению святотатственных богослужений. А подчиненность веку? К опустошению церквей и к сокращению священства. Чем больше церкви Запада придумывают новые способы привлечения молодежи, тем больше они теряют веру...

- Какова же тогда миссия Церкви?

- Передавать веру предков и богоносных отцов, цельную и чистую веру. Даже если это не понравиттся власть-имущим и повлечет зпа собой гонения, в сравнение с котороыми гонения в Римсмкой Империи покажутся чем-ито незначительным. Православие - это верность Традиции, Традиции ясной, как кристалл, Традиции Святой, запечатанной Богом, не подвластной изменениям - Paradosis lampotera krustallon, hagia, theosphragistos, akonotemetos. Православие - это совершенная непрерывность без удержаний или добавлений - mete meiosis mete auxesis - хотя бы единого слова, хотя бы единой буквы. Святой и преподобный Иоанн Домаскин сказал: "Мы не отменяем вечных граней, поставленных нашими отцами, и храним традицию такой, как мы ее получили." И святой божественный Марк Эфесский: "Никаких уступок в отношении нашей веры делать непозволительно." Так в "глиняных сосудах" - в сосудах существ наших, недостойных и грешных - храним мы сокровище Веры цельным и неизменныфм. - Нo доситочтимый отце, что же такое Традиция? Не могли бы Вы сказать о ней несколько слов? Традиция - это предание, передача (Paradosis) духовных реальностей и залог непрерывности знания, идущего отначала мира, от рая(Paseradeisos). Эта Традиция есть Вера, данная Богочеловеком, Господом нашим Иисусом Христом своим апостолам и преподанная Церковью пооколениям и родам. Традиция - это великое и лдревнейшее наследие Бибилии. формула Веры, соборные уложения, святоотеческие писания, исшедшие из златейших уст Слова, канонические и доктринальные трактаты, литургические требники, святые иконы, божественная литургия... -- Но вы ведь не признаете авторитет всех Соборов?

-- Семь великих и святейших вселенских Соборов заложили четкие основания всей Церкви. Им мы подчиняемся с верой и благочестием. Они уточнили нормы христологического послания Церкви, таинств Христа, истинного Бога и истинного Человека, абсолютное Единство Бога, неотделимое от не менее абсолютной множественности ипостасей, соединение во Христе двух природ, материнство Марии, "синергию" между божественной благодатью и человеческим усилием, преображение материи в Дух... Последующие Соборы не добавили ничего нового, и лишь привели к искажениям или извращениям Истины, источника жизни... Семь первых Соборов, первый и последний из которых проходили в Эфесе, доказывают полноту Христового цикла. Эта седьмица символизирует 7 печатей Духа, 7 колонн веры в Слово, на которых покоится Церковь, Единая, Святая, Соборная и Апостольская... Итак, что Отцы говорили, то и мы говорим (hoi Pateres eipon Kai hemees legomen).

-- Однако не все православные Патриархаты так однозначно отказываются от современных влияний...

-- Несмотря на досадные исключения, которые обязаны своим существованием недостаточному знанию доктрин и нехватке информации, все Святое Православие отказывается вступать в сговор с отпадением, апостасией, современного мира, с царством Антихриста.

И отец Кирилл отчеканил эту фразу, бывшую для него, вероятно, глубочайшей внутренней истиной:

-- Цивилизация Антихриста -- это не что иное, как обесчеловечивание человека (ho politismos tou Antichristou estin he apanthropopoiesis tou anthropou).

Антихрист и его Величество Человек Европы

Но мы не хотели прерывать беседу на этом интересном месте. Мой друг спросил:

-- А что такое Антихрист, достопочтимый отец?

Отец Кирилл ответил не сразу, то ли потому, что был удивлен нашим невежеством, то ли колеблясь, продолжать ли разговор на эту тему вообще. Наконец, он сказал:

-- Антихрист, возлюбленные дети, это тот, в ком человечество увидит своего высшего благодетеля, но который будет его худшим врагом. Это ради его пришествия трудятся безбожники и многие христиане, не сознающие последствий своих действий, а также люди, которые с радостью разделяют материалистические теории и, прикрываясь Евангелием, следуют за волками, обернувшимися пастырями (lykopoimenes), подлинными инструментами сил мрака (hypokeiria ton skoteinon dynameon). Антихрист не хочет уничтожить религию, он хочет поставить ее себе на службу. Но для этого ему нужно подорвать веру в Христа, ту веру, которую Господу при его Возвращении так нелегко будет найти, как он сам и предрекал. Старания Антихриста состоят в том, чтобы вначале заставить человека забыть все то, что позволяет ему возвыситься к Бесконечно Живому, к Богу, и заменить это технократическими удобствами, развлечениями, социальными гарантиями, всем этим мусором (skylaba) перед очами Бога. В его интересах заставить всех думать, что "хлеб", просимый в "Отче Наш", это только тот материальный "хлеб насущный", который он может раздавать по собственному усмотрению. Очевидна скудость и серость подобной пищи. На самом же деле, речь в молитве идет о хлебе сверхсущественном (ton arton ton epiousion), т.е. о Духе Святом... В интересах Антихриста стереть человеческие личности, персоны, и заменить их индивидуумами, аморфной массой, анонимной и безответственной, непосредственные инстинкты которой Антихрист будет удовлетворять, соблазняя их при этом идеалистическими лозунгами... Подобно нищему, Господь Иисус Христос получит последнее место у стола мира сего, а лучшие места будут оставлены политикам, интеллектуалам, спортсменам, банкирам, и в тысячах журналов и книг начнут прославлять тех, кто ежедневно богохульствуют, унижая величие Божие, и поносят Бога. Христос, Господь Наш, забыт и осмеян. На место его храмов пришли храмы богоубийственной культуры.

-- Говорят, что гора Афон -- это прибежище от Антихриста. Правда ли это, святейший отец?

-- Во всем Православии истинным считают, что Святая Гора -- самая строгая хранительница христианской Традиции -- преодолевает в целости и невредимости все бури человеческой истории: она пережила падение Византийской Империи, ускользнула от магометанского полумесяца, отказалась от Римской тиары и от московского серпа, неустанно сражаясь со всеми ересями Востока и Запада.

-- Но, скажите нам, ведь вы, мыслящие так, составляете ничтожное меньшинство среди современных христиан...

-- Большинство -- это стадо, которое не спешит получить должную информацию и которое почти ничего не знающее... Один человек, да еще Бог, -- вот вам и большинство!... Церковь, которая никогда не получала обещаний земной победы, доживет до конца, даже превратившись в совсем небольшую паству... Я знаю, возлюбленные братия, что повсюду говорят, что мы сборище убогих, фанатичных невежественных монахов, а мы же здесь для того, чтобы несмотря на все наше ничтожество и наше невежество свидетельствовать о славе Всемогущего. Скоро скажут, что мы лишь секта, тогда как вся совокупность ересей, скопленных в течении 2О веков, будет считаться Истиной!.. Мы принимаем ненависть людей, т.к. мы навечно и нераздельно слиты с богочеловеческой любовью. Да, мы принадлежим к "остатку малому" -- о чем говорит божественный апостол Павел -- который никогда не преклонит колен перед Ваалом. Мы знаем вместе с Василием Великим, что "отнюдь не большинство будет спасено", и вместе с Никифором Исповедником, что "даже если малое число остается верным православному благочестию, оно-то и составляет Церковь".

-- Вы прекрасно объяснили нам, досточтимый отец, несокрушимую приверженность Православной Традиции. И однако достаточно любопытно, что помимо этой неизменной и иератической стороны в Православии есть нечто сугубо современное, что неизвестно даже Западу. Мы имеем в виду использование в Литургии местных языков и наречий, а также выборы священников народом и священнические браки.

-- Здесь речь не идет о различных аспектах -- одних древних, других современных. Традиция всегда была одной и той же. Обязательное использование латыни во всех христианских странах Запада "заморозило" Традицию, униформизировало ее, неправомочно лишило ее многообразия литургических выражений... Браки священников всегда существовали в Православном Христианстве, где никогда монашеский чин не смешивался с чином священническим. На Никейском соборе великий египетский отшельник Святой Пафнутий напомнил о духовной невинности брачной любви и о полной совместимости священства и брака. И то и другое является объектом священных ритуалов... Внимательная и преданная жена священника является матерью для всех прихожан. У нас есть целые рода священников, как есть в миру рода музыкантов... Но Запад забыл обо всем этом, как забыл он о личном "осмыслении" Писаний, о мистической практике оживлении Божьего Имени, о многих других вещах.

-- Вы жестоко критикуете Запад, святой старец, gheron. Разве Римская Церковь, несмотря на все ее ошибки, не является "католической", т.е. "соборной", "универсальной" в самом широком смысле этого слова?

-- Заблуждение состоит в смешении понятия "католический", т.е. "универсальный", с понятием римский, означающим лишь власть Цезаря. Таким же образом, сакральное растворяется во внешних увлечениях или в сведении Церкви к авторитарным и иерархическим структурам. Отсюда и высокомерное выражение "простые верующие", "простые прихожане", отсюда и "особое вино", предназначенное только для клириков. Когда люди Запада говорят о Церкви, они понимают под этим не столько мистическое Тело Христа, сколько организационную иерархию.

-- Вы только что говорили, досточтимый отец, об использовании латыни на всем христианском Западе. Но этот язык сцементировал все католические нации и освятил римское единство перед лицом православной анархии.

-- Вы принимаете за анархию, возлюбленные братья, пятидесятничную голоссолальную множественность... Римское единство -- единство юридического, административного и абстрактного порядка, тяготеющее к центризму. Православное единство, напротив, покоится на вере, общей для всех автокефальных церквей. Это внутреннее единство, доктринальное и ритуальное, единство первых христианских общин, помогающих друг другу, оставаясь при этом свободными во взаимном уважении языков и национальных обычаев. Это единство во множественности, это симфония, а не монолог.

-- Вы считаете Запад виновником современного кризиса Христианства?

-- Увы, да, целиком и полностью... Его величество Человек Европы создал религию Человека, сослав Бого-Человека на далекие небеса.

-- Как так?

--Гуманизм, вышедший из древнего язычества, объявил человека высшим Божеством. В своей гордыне европейский человек возжелал быть Богом, мерой всех вещей, отрицая все, что его превосходит и что он не может постичь при помощи своего рассудка. Если он еще и признает Христа, то только как человека, а не как высшего Бога. Это бельмо на глазу Церкви, какодоксия, имеющая имя арианской ереси... Христос -- истинный Бог, единосущный Богу Отцу (homousios). Вот почему Он -- Спаситель, Искупитель и Господь. Отрицая единосущность, арианство лишает Бога его божественности. Оно стремится объяснить Бога с помощью одного лишь рассудка, причем рассудка падшего человека. Однако, "объяснимый Бог прекратит быть Богом" говорит Святой Афанасий, этот огненный язык Духа Святого. Логика не способна понять непонимаемое, постичь непостижимое. Сегодня современная мысль, все сводя к человеку, заключая лишь в него великое Все, воскрешает арианство во всей его красе!.. Им пропитана вся западная культура. Отсюда и борьба против Духа ( pneumatomachia), которая в качестве своего оружия использует релятивизм и позитивизм. Отсюда величайшее банкротство современности.

-- Но рассудок может служить для доказательства бытия Божьего. Святой Ансельм, к примеру...

-- Бог сам о Себе свидетельствует, через свое Творение, через свое Откровение, через свое Воплощение. Ансельм начал доказывать Бога с помощью дедукции и онтологических аргументов: так появилась схоластика, дочь арабизированного аристотелизма, избравшая своим вожатым Рассудок вместо Святого Духа. Позже возник рационализм, а дальше -- протестантизм, индивидуализм и его "свобода выбора" (libre arbirtre), отказ от метафизики, критика текстов и сциентизм. И параллельно этому западному дуализму, греческий мир, рожденный Платоном и Плотином, развил под библейским вдохновением Христианство, проникнутое мистерией и поэзией. Запад же выбрал культуру, вначале "религиозную", затем профаническую. Восток сохранил "вещи, которые выше нас", глубинное знание, gnosis.

Ночь медленно окутала нас звездным саваном. Она была образом этого Божественного Гнозиса, который скрыт в глубине Православных таинств. Может быть, Отец Кирилл сказал нам не все? Мы знаем, что Иреней, Василий Цесарийский, Григорий Нисский, Дионисий Ареопагит, Евагрий Понтийский и другие намекали в своих трудах на существование устной и секретной традиции, идущей от самого Христа и переданной через Апостолов. Мы вспомнили, что Христос запретил метать бисер перед свиньями. И если некоторые фазы осуществления "страшных таинств" в Православной Церкви проходят по ту сторону иконостаса, это должно иметь какое-то основание. И мы поняли, что, потеряв эзотеризм, esoterika, Запад утратил подлинное понимание того, о чем он сам продолжает рассуждать, и что его упадок гораздо серьезнее, чем это обычно принято полагать.

Но мы останавливаемся на этом краю пропасти. Благословенные исихасты нам указывают надлежащее поведение: "Даже самая возвышенная беседа становится болтовней, если она длится слишком долго".

(перевод с французского А.Д.)